Чему обучают ребёнка в детском саду
Образовательная программа дошкольного образования Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад №4 п. Майский Белгородского района Белгородской области» (далее Программа) разработана в соответствии с Федеральной образовательной программой дошкольного образования, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. № 1028 (далее – ФОП ДО), Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ № 1155 Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года) (далее – ФГОС ДО).
Цель Программы - разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовнонравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
Задачи:
- обеспечение единых для Российской Федерации содержания МДОУ и планируемых результатов освоения образовательной программы ДО;
- приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа - жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России; создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей;
- построение (структурирование) содержания образовательной деятельности на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей развития;
- создание условий для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учетом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребенка, его инициативности, самостоятельности и ответственности; - обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности;
- достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.
Категория детей, на которых ориентирована Основная образовательная программа группы кратковременного пребывания муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад №4 п.Майский Белгородского района Белгородской области»(далее Программа) обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 2 до 3 лет с учетом их индивидуальных особенностей по основным направлениям –физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому развитию.
Основные подходы к формированию программы
Программа сформирована на основе требований ФГОС ДО, предъявляемых к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объёму. Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования.
Программа обеспечивает развитие личности детей раннего дошкольного возраста в различных видах деятельности с учетом их индивидуальных, психологических и физиологических особенностей.
Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты).
Программа направлена на создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующими возрасту видами деятельности (игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно –эстетическое развитие ребёнка); на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие направления развития и образования детей (образовательные области): -социально-коммуникативное развитие; -познавательное развитие; -художественно-эстетическое развитие; -речевое развитие; -физическое развитие.
Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы. Результаты освоения образовательной программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнкана этапе завершения уровня дошкольного образования.
Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей. Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений (вариативная часть).
Организационный раздел содержит описание материально-технического обеспечения Программы, включает распорядок и режим дня, особенности организации предметно-пространственной среды, особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.
Характеристика взаимодействия педагогического Коллектива с семьями воспитанников
Эффективное взаимодействие педагогического коллектива МДОУ«ЦРРдетский сад №4 п.Майский» и семьи возможно только при соблюдении комплекса психолого-педагогических условий: поддержка эмоциональных сил ребёнка в процессе его взаимодействия с семьёй, осознание ценности семьи для ребёнка; учёт в содержании общения с родителями разнородного характера социокультурных потребностей и интересов; нацеленность содержания общения с родителями на укрепление детскородительских отношений; сочетание комплекса форм сотрудничества с методами активизации и развития педагогической рефлексии родителей; практическая направленность психолого-педагогических технологий сотрудничества с семьями на овладение родителями разными видами контакта и общения с ребёнком(вербального, невербального, игрового).
Основные принципы: партнёрство родителей и педагогов в воспитании и обучении детей; единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения; помощь, уважение и доверие к ребёнку со стороны педагогов и родителей;
В МДОУ «ЦРР-детский сад №4 п.Майский»применяются следующие методы и формы работы с родителями:
-планирование работы с родителями: анкетирование, беседы, мониторинг запросов на образовательные услуги;
-групповые встречи: родительские собрания, консультации, педагогические и тематические беседы;
-совместные мероприятия: детские утренники, конкурсы и выставки совместного творчества, спортивные праздники и развлечения;
-наглядная информация: тематические, информационные и демонстрационно-выставочные стенды, папки-передвижки, памятки, информационные листы;
-индивидуальная работа с родителями: педагогические беседы, индивидуальные консультации по запросу родителей, разработка рекомендаций по вопросам развития детей дошкольного возраста;
-оценка эффективности взаимодействия с родителями: изучение удовлетворенности родителями реализуемых в ДОУ образовательных услуг, перспектив дальнейшего сотрудничества.
Благодаря оснащенности МДОУ оргтехникой, появилась возможность оперативного реагирования на события, происходящие в детском саду, и взаимодействие семьями воспитанников вышло на новый уровень. Широко используются мультимедийные презентации, видеоролики и фильмы о жизни детей во время встреч с родителями.